На главную
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих


Пожалуйста, авторизуйтесь:





  [?]



Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться


Конкурс форсайтов
Всероссийский Реестр "Книга Почёта"


 

Инновационный проект



   В школе с 2016 года реализуется инновационный проект



Тема «
Совершенствование   практико-ориентированной  образовательной среды, обеспечивающей повышение уровня инженерно-технических и информационно-технологических компетенций у учащихся на основе проектной, научно-исследовательской деятельности в условиях подготовки к введению ФГОС СОО»

2. Концепция

2.1. Обоснование выбранной темы, характеристика возможностей образовательной организации по реализации инновационного проекта.

Актуальность проекта обусловлена  необходимостью    повышения  учебной мотивации школьников в области предметов технической направленности,  осознания значимости и престижности инженерного образования, необходимостью реализации инновационной модели обучения, основанной на использовании проектного подхода, использовании технологий и методик ТРИЗ, IT-технологий, совершенствования  инженерно-конструкторского творчества обучающихся на всех уровнях обучения.    
         В школе накоплен достаточный опыт работы по организации  инженерно-технического образования. В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования с 2001 -  был открыт технологический класс (математика, физика, технология определены как профильные предметы), с 2008 года организована работа физико-математического профиля обучения с профильными предметами – математика, физика,  с 2015 года   информатика изучается на профильном уровне.

Статус ресурсного центра с 2009 года по направлению «Организация предпрофильной подготовки обучающихся основной школы и реализация системы  профильной подготовки обучающихся на старшей ступени общего образования» позволяет продолжать активно работать в этом направлении.
На протяжении многих лет в школе актуальным остается вопрос дифференцированного подхода в обучении математике и физике, позволяющий, с одной стороны, обеспечить базовую физико-математическую подготовку, а с другой стороны, удовлетворить потребность каждого, кто проявляет интерес и способности к этим дисциплинам. С этой целью с 2014-2015 учебного года, основываясь на  образовательных запросах    учащихся и  их родителей (законных представителей),  в 8-х классах введено изучение физики   на углубленном уровне (поточный принцип организации образовательного процесса).

В школе создана целостная система, направленная на  изучение общеобразовательных  предметов инженерно-технического направления, элективных и факультативных курсов данной направленности в рамках учебного плана и посредством   кружковой работы на всех уровнях обучения (Приложение 1).

Обучающиеся школы  являются активными участниками Всероссийских молодежных чемпионатов по физике и математике, проводимых «Центром  развития одаренности» (г. Пермь),  Международных мониторинговых дистанционных конкурсов для учащихся 1-4 классов, организованные «Центром развития молодежи» (г.Екатеринбург), Международного математического конкурса «Кенгуру – математика для всех», Международного Конкурса-игры по математике «Слон», Турнира имени М.В.Ломоносова, имеют дипломы победителей  муниципального, регионального и федерального уровней.

С 2010 года  в  олимпиаде по физике и математике, проводимой Университетом «Горный» Санкт-Петербурга,  обучающиеся нашей школы показывают   лучшие результаты по физике (от 70 баллов и выше) и математике (60 баллов и выше).

     Анализ качества сдачи ЕГЭ по физике и математике показывает, что обучающиеся физико-математического профиля показывают стабильно высокие результаты экзаменов и имеют высокий процент  поступления выпускников школы в высшие учебные заведения страны по профильным специальностям (Приложение 3). 

В рамках школьного  научно-исследовательского общества «Искатель»  разработано множество инженерно-технических проектов, которые представлены на  конференциях различного  уровня (Приложение 2).  С целью активизации участия школьников в проектной и научно-исследовательской деятельности широко развито  социальное партнерство:

Название организации

Функция в проекте

– Школа дополнительного образования для одаренных детей «А-элита»,

Институт Развития Школьного Образования (ИРШО), г. Калининград,

– Центр поддержки талантливой молодежи, г.Бийск, Алтайский край,

– Центр  развития одаренности,  г. Пермь,

– Центр роста талантливых детей и педагогов «Аурум»,

 – Автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодёжи», г.Екатеринбург

Организация работы с одаренными детьми

  Санкт-Петербургский Горный институт   им. Г.В.Плеханова,

-  Кольский филиал ПетрГУ,

  Хибинский технический колледж,

  Норвежский научно-экологический центр «Сванховд»,

  Проектно-конструкторский отдел ОАО «Апатит»,

  Полярно-альпийский ботанический сад

– организация «Молодые кадры Апатита»

Создание условий для организации  проектно-исследовательской деятельности   инженерно-технической  направленности, профориентационной работы

Учительский и ученический коллективы принимают участие в инновационной деятельности различного уровня.  

С сентября 2014 года введен ФГОС ООО,  приоритетным направлением которого становится развитие ключевых компетенций младших подростков, потребность в  системном применении поискового и исследовательского методов в организации  урочной и внеурочной деятельности. Поэтому, в школе разработана модель организации внеурочной деятельности, которая в контексте концептуальных идей ФГОС поможет школьникам в определении содержания образования с учетом их индивидуальных способностей, склонностей, интересов, расширить возможности их социализации.

 Школа   принимает  активное участие в проекте «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на платформе «Глобальная школьная лаборатория» как средство повышения качества общего образования»,   является школой-участницей Школьной лиги РОСНАНО, что позволяет педагогическому коллективу апробировать  современные технологии естественнонаучного образования, следовать важнейшим тенденциям современной науки, использовать  мультимедийные ресурсы,   взаимодействовать  с  промышленностью и бизнесом, что дает возможность увлечь школьников разных возрастов современной наукой, высокими технологиями, возможностью проявить и реализовать свою инициативу, стимулировать   педагогов школы к поиску путей обновления естественнонаучного образования и поддержать их в этой работе.

В  марте 2014 года по решению Министерства образования и науки Мурманской области школе присвоен статус «Региональная инновационная площадка» (Приказ Министерства образования и науки Мурманской области № 353 от 04.03.2014)  за победу в конкурсном отборе образовательных учреждений Мурманской области   в номинации «Современная школа», поэтому педагогический коллектив с сентября 2014 года  претворяет в жизнь  проект «Создание условий для обучения по индивидуальным образовательным программам проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»,  реализация которого завершается в мае 2016 года.

  За время реализации инновационного проекта в школе сформирована необходимая учебно-материальная база: обучающиеся занимаются в оборудованных классах, имеется библиотечно-информационный центр, оснащенный медиатекой. Функционируют два компьютерных класса, лингафонный кабинет. Во всех кабинетах есть  компьютеры, объединенные в локальную сеть, с выходом в интернет, мультимедийные проекторы, кабинеты физики, математики и информатики оснащены необходимым демонстрационным и лабораторным оборудованием (Приложение 4)

         Современный человек живет в мире высоких технологий (Nano), телекоммуникационных систем и современное образование немыслимо без освоения пространства цифровых технологий, использования новейшего оборудования, что требует  от школы создания высокотехнологичной образовательной среды.

         С этой  целью   нами  создана модель междисциплинарной лаборатории «МИФ: Математика-Информатика-Физика» (Приложение 5),  которая представляет собой «конструктор» учебно-технологических модулей предметной направленности, который «в собранном виде» допускает обучение в режиме ознакомления с современными высокими технологиями, но кроме того предоставляет возможности реализации на практике собственных конструкторских и инженерных идей. Однако, это влечет за собой постоянное совершенствование материально-технической базы  школы.

Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства.

Организация инновационной работы  по совершенствованию   практико-ориентированной  образовательной среды, обеспечивающей повышение уровня инженерно-технических и информационно-технологических компетенций у учащихся на основе проектной, научно-исследовательской деятельности обусловлена нашим абсолютным убеждением в том, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов.

Реализация данного инновационного проекта, направленного на развитие научно-технического творчества школьников, позволит  каждому участнику образовательного процесса, построенного на практико-ориентированной основе,    применить   знания в высокотехничных специальных сферах,  приобретать и совершенствовать новые инженерно-технические и информационно-технологические компетенции, которые помогут смоделировать профессиональные ориентиры, позволят почувствовать себя конструктором и изобретателем.

2.2. Описание целей и задач, опыта и перспектив реализации деятельности образовательной организации по реализации проекта.

         Цель: Совершенствование практико-ориентированной образовательной среды для обучающихся,  содействующей   повышению качества инженерно-технического  образования, одной из главных задач которого является  улучшение  уровня инженерно-технических и информационно-технологических компетенций у учащихся на основе междисциплинарной интеграции предметов физико-математического профиля  и эффективной организации проектной и научно-исследовательской деятельности.

  Задачи:

1.     Создать условия для удовлетворения образовательных потребностей школьников в изучении предметов инженерно-технической направленности на основе запросов семьи и  социума.

2.     Обеспечить повышение мотивации обучающихся к изучению предметов технической направленности, к развитию технического творчества.

3.     Внедрять инновационную модель обучения, основанную на использовании проектного подхода, использовании технологий и методик ТРИЗ, IT-технологий.

4.     Развивать у учащихся способности к конструкторскому и модельному мышлению как основы будущей инженерной деятельности.

5.     Уделять приоритетное внимание проведению   исследовательской и проектной деятельности учащихся посредством сетевого взаимодействия с учреждениями ВПО, СПО, предприятий.

6.     Осуществлять раннюю профилизацию обучения, которая позволит эффективно обеспечивать преемственность инженерно-технического образования на всех уровнях обучения, создаст  условия для поступления в высшие учебные заведения технической направленности и успешной социализации выпускников.

7.     Создавать условия для повышения компетентности педагогов в вопросах технологического образования школьников.

8.     Осуществлять обмен инновационным педагогическим опытом по проблемам повышения инженерно-технического образования, в том числе с использованием дистанционных форм.

9.     Создавать условия для введения и реализации ФГОС СОО.

 2.3. Инновационные продукты, которые будут разработаны в результате реализации проекта. Краткое описание ожидаемых продуктов проекта: модели, методические разработки, пакеты нормативных локальных актов, образовательные программы, учебно-методические комплексы, мониторинги и т.д.:

·        Пакет нормативных локальных актов.  

·       «Экспериментотека» школы – функционально-модульный набор разновозрастных   программ дополнительного образования, элективных и факультативных курсов инженерно-технической направленности, обеспечивающих преемственность  начальной, основной и старшей школы.

·       Надпредметные программы  «Формирование исследовательской культуры учащихся», «Формирование опыта проектной деятельности», «Формирование информационной культуры учащихся» и др.

·       Методические рекомендации по подготовке и разработке обучающимися проектов инженерно-технической направленности.

 

2.4.         Срок реализации проекта  - 2016-2018 г.г. (два года).

2.5.         План-график выполнения работ.

№ пп

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению

Срок выполнения отдельного действия

1.

Информирование общественности о проекте (размещение информации об инновационном проекте на сайте МБОУ «СОШ № 7 г. Кировска»).

II полугодие 2015 -2016 учебного года

2.

Создание творческих и проблемных групп по вопросам реализации инновационного проекта (проведение педагогического совета, заседаний методического совета школы и методических объединений учителей школы по вопросам реализации инновационного проекта).

II полугодие 2015-2016 учебного года

 

3.

Создание нормативно-правовой базы для реализации инновационного проекта (изучение нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней; разработка локальных актов школы, обеспечивающих реализацию инновационного проекта).

II полугодие 2015 -2016 учебного года

 

4.

 Создание персонифицированной модели повышения квалификации педагогических кадров.

II полугодие 2015 -2016 учебного года 

5.

Анализ  и разработка   программ дополнительного образования, элективных и факультативных курсов инженерно-технической направленности, обеспечивающих преемственность  начальной, основной и старшей школы

II полугодие 2015 -2016 учебного года - I полугодие 2016 -2017 учебного года

6.

Анализ имеющихся ресурсов для реализации проекта (кадровых, материально-технических, информационно-методических, санитарно-гигиенических), используемых в практике работы педагогических технологий  и инструментария для проведения
формирующего оценивания

II полугодие 2015 -2016 учебного года 

 

7.

Организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям осуществления проекта: оснащение профильных кабинетов физики, математики, информатики закупка периферийного оборудования (3D-принтер и др.)

2016 -2018 уч. гг. 

 

8.

Итоги реализации проекта
(проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта, обобщение опыта  деятельности школы, оформление и публикация разработанных продуктов и реализованных инноваций).

II полугодие 2017 -2018 учебного года

 

3.     Квалификационный уровень участников проекта.

         Соответствующее образование и квалификация кадров, прохождение специализированных курсов повышения квалификации педагогами – факторы,  способствующие  успешному внедрению данного инновационного проекта в образовательный процесс:

 

ФИО, должность

Функционал  в проекте

1.

Ямщикова Евгения Валерьевна, заместитель директора по УВР

Модератор

2.

Гарипова Наиля Ганиевна, заместитель директора по УВР

Модератор

3.

Горбовская Наталия Сергеевна, заместитель директора по УВР

Модератор сетевого взаимодействия с социальными партнерами

4.

Трегуб Валентина Николаевна, заместитель директора по ВР

Руководитель проблемной группы «Профориентационная работа как фактор успешной социализации школьников»

5.

Иванюк Любовь Викторовна, заместитель директора по УВР

Менеджер по закупке   оборудования  в рамках инновационного проекта;

Куратор проекта «Школьная лига РОСНАНО»

6.

Никонова Марина Николаевна, учитель математики, высшая  квалификационная категория

Руководитель творческой группы учителей математики

«Использование модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий PROLog по математике для организации проектной деятельности обучающихся»

7.

Смотерчук Елена Дмитриевна, учитель истории, I квалификационная категория

Руководитель проблемной группы «Поиск новых форм организации воспитательной работы в классе»

8.

Мотавкина Маргарита Анатольевна, учитель физики, высшая  квалификационная категория

Руководитель проблемной группы «Активизация проектной и научно-исследовательской деятельности школьников средствами цифровой лаборатории Архимед 3.0»

9.

Комягина Татьяна Владимировна, учитель биологии, высшая квалификационная категория

Руководитель   проблемной группы «Организация научно-исследовательской  деятельности обучающихся»

10.

Иванова Светлана Александровна, учитель химии, I квалификационная категория

Руководитель проблемной группы «Организация научно-исследовательской  деятельности обучающихся средствами лаборатории Архимед»

11.

Дедова Лариса Александровна, учитель географии, высшая квалификационная категория

Руководитель проблемной группы «Организация научно-исследовательской  деятельности обучающихся средствами модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий PROLog по географии»

12.

Мазуренко Станислав Сергеевич, учитель информатики и математики

Руководитель проблемной группы «Организация   научно-исследовательской деятельности  обучающихся через систему интегративного взаимодействия 3D-лаборатории и предметов   инженерно-технической направленности»

13.

Брюшинина Анна Владимировна, педагог-психолог

Руководитель проблемной группы «Развитие службы психолого-педагогического сопровождения учащихся на пути   к успешной социальной и профессиональной адаптации»

 

4. Общее описание ожидаемых результатов

4.1. Результаты инновационного проекта

1. Повышение качества  инженерно-технического образования в школе.

2. Популяризация физико-математического образования и технического творчества (увеличение числа учащихся профильных классов и количества  учащихся, вовлеченных в техническое творчество, на всех уровнях обучения).

3. Развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, в т.ч. их нормативное закрепление через   договоры, регламенты.

4. Развитие у обучающихся   профессиональных навыков работы на

современном технологическом оборудовании, позволяющим

вести проектную деятельность с полным технологическим циклом: от идеи к проекту, модели и выпуску изделия.

5. Увеличение доли учащихся, принимающих участие в   мероприятиях инженерно-технической направленности (олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, турнирах, конференциях) международного, федерального и регионального уровней.

6. Совершенствование научно-методического, материально-технического обеспечения научно-исследовательской деятельности инженерно-технической направленности, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

7. Создание условий для подготовки к введению ФГОС СОО.

 4.2. Показатели и индикаторы проекта.

Критерии

инновационного проекта

Наименование показателя

Индикаторы

2017

2018

1.                 Инновационные продукты, которые будут разработаны в результате реализации проекта

- пакет нормативных локальных актов, регламентирующих реализацию инновационного проекта

- программы элективных курсов, факультативных курсов инженерно-технической направленности, обеспечивающих преемственность основной и старшей школы;

- методические рекомендации по подготовке и разработке обучающимися проектов инженерно-технической направленности,

- надпредметные программы по формированию ключевых компетенций

 

 

 

 

 

 

Разработан

 

 

 

Разработаны

 

 

 

 

 

 

 

Разработаны

 

 

 

Разработаны

 

 

 

 

Разработаны

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

2.                 Развитие качества образования в результате реализации проекта

Качество результатов образовательного процесса  

- результаты ЕГЭ, ОГЭ по физике, математике;

 

- результаты  промежуточной и текущей аттестации учащихся  по физике и математике (качество обученности);

- количественный и качественный анализ результатов интеллектуальной, научно-исследовательской, проектной  

деятельности учащихся;

 

- удовлетворенность родителей и обучающихся качеством образовательных результатов

 

выше областных

 

 

 

от 60% и

выше

 

 

 

 

доля участников 80%, победителей

и призеров – 30%

 

 

 

90%

выше областных

 

 

 

от 65% и выше

 

 

 

доля участников 90%,

победителей и призеров – 30%

 

95%

3.                 Количество обучающихся, которым была предоставлена образовательная услуга с использованием инновационных продуктов

%

100%

100%

 

  


29.01.2016 г.

 




ivanyuk 25.12.2014, 11:54